1. Желай  только  того, что  внутри  тебя.
  2. Желай  только  того, что  вне  тебя.
  3. Желай  только  того, что  недостижимо.
  4. Ибо в тебе, свет  мира, единственный  свет, который  может  озарить  путь. Если  ты  не  можешь  различить  его  в  себе, то  бесполезно  искать  его  где-либо  в  другом  месте. Он  вне  тебя, потому  что, когда  ты  достигнешь  его, ты  уже  потерял  себя. Он  недостижим, потому  что  он  всегда  удаляется  от  тебя. Ты   можешь  войти  в  полосу  света, но  ты  никогда  не  коснёшься  пламени.

Эти  четыре  правила  принадлежат  опять-таки   к  числу  тех  многих  парадоксов, которые  содер­жатся  в  комментируемом  нами  замечательном  маленьком  руководстве. Для  тех, кто не  нашёл  ключа  к  его  объяснению, эти  четыре  правила  могут  показаться  странно  противоречивыми  и  «дикими». Правило, гласящее, чтобы  вы  желали  только  того, что  внутри  вас, и  в  то  же  время, чтобы  вы  желали  того, что  вне  вас  и, притом, недостижимо – может  показаться  смешным  среднему  человеку, человеку  толпы. Но  когда  вы  имеете  надлежащий  ключ, это  учение  кажется  совершенно  понятным  и  прекрасным. Эти  четыре    правила  относятся  к  развитию  духовного  сознания – к  просветлению, некоторое  понятие  о  котором  мы  пытались  дать  в  первой  серии  наших  чтений («Основы  миросозерцания  индийских  йогов»). Это – первое  великое  достижение, ожидающее  нас  на  Пути. Для  оккультиста  на  этой  начальной  стадии  духовного   странствования  это  переживание  и  есть  самое  существенное. Потому  что  оно  переносит  его  с  плоскости  простого  верования  или  интеллектуального   признания   известных  положений  в  плоскость  несомненного, интуитивного  познания  им   своего  истинного   духовного  бытия.  Переживание  это  не  наделяет  оккультиста  раз  навсегда  всеведением, но  даёт  ему  то  сознание  истинного   духовного  бытия, сравнительно  с  которым  всякий  другой  опыт  и  знание – ничто. Оно ставит  его  (может  быть, только  на  один  миг)  лицом  к  лицу  с  истинным  Я  и  с  той  великой  Реальностью, часть  которой  составляет  это  Я. Это  состояние  сознания  и  есть  великая  награда, которая  ждёт  человечество  в  его  усилиях  к  освобождению – награда, ради  которой  стоит  про­жить  много  жизней.

       «Желай  только  того, что  внутри  тебя». Так  как  дух  есть  единственная  реальность, и  он  находится  в  каждом  из  нас. В  тексте  следует  дальше: „Ибо  в  тебе  свет  мира, единственный  свет, кото­рый  может  озарить  путь. Если  ты  не  можешь  раз­личить  его  в  себе, то  бесполезно  искать  его  где-либо  в  другом  месте». Почему  же  ревностные  искатели  истины  не  принимают  во  внимание  этого  совета  и  не  стараются  найти  в  себе  то, что  они  ищут, вместо  того, чтобы   бегать   за   учителями, про­роками, ясновидцами   и   вождями, усваивая  одно  чужое  учение  за  другим? Всё  это, конечно, до  некоторой  степени  полезно, потому   что  учит  нас, что  то, что  мы  ищем, не   может   быть   найдено   таким   путём. И    вы  никогда  не  найдёте  того, что  ищете, такими  способами. Вы  можете  извлечь  в  одном  случае  какой-нибудь  интересный  намёк, в  другом  какое-нибудь  более  или  менее  ценное  указание. Но  то  именно, что  вам  нужно, находится  в  вас  самих  и  терпеливо  выжидает  того  часа, когда  вы  с  доверием, надеждой  и  любовью  будете  искать  его  в  себе. О, прислушайтесь  к  голосу  души  и  ищите  свет  духа. Они  оба  находятся  в  вас. К  чему  искать  дольше  то, что  никогда  не  может  достигнуть  вас  извне?

     «Желай  только  того, что  вне  тебя. Оно  вне  тебя, потому  что, когда  ты  достигаешь  его, ты  уже  потерял  себя». Оно  всегда  вне  вас, и  когда  вы  сольётесь  с  ним  воедино, прежнее, относительное  «я»  исчезнет, и  на  месте  его  станет  более   широкое  и  более   возвышенное  Я. Человек  должен  поте­рять  душу  свою, чтобы  найти  её. В  этом   смысле  та  великая  цель, к  которой  вы  стремитесь, находится  по  ту  сторону  вашего  повседневного «я», хотя  она  и  внутри  вас: она – вы  сами, какими  вы  будете  со  временем. Постараемся  пояснить  это. Ребёнку  очень  хотелось  бы  быть   взрослым.  Возмужалость  –  за  пределами   детского  возраста, вне  его. А, между  тем, ребёнок – зачаток  возмужалого человека, и  эле­менты  возмужалости   находятся   в  нём, ожидая  момента  своего  развития. Но  когда  ребёнок  стал   взрослым, его, как  ребёнка, уже  нет  более, он  потерял  себя  и  более  широкое  Я  заняло  его  место. Таким  образом, то, чего  так  жаждет  ребёнок, в  действительности,   как   только   цель  достигнута, ведёт  к  потере  им  его  детского «я». Бабочка  заключена  уже  в  гусенице, но  она  также, в  известном  смысле, и  вне  неё. И, когда  гусеница  достигает  необходимого  развития, она  уже  не  гусеница, а  бабочка. Мы  взяли  грубые  иллюстрации, но  они, может  быть, помогут  вам   уяснить  себе  этот   вопрос.

      «Желай  только  того, что  недостижимо». Это, на  первый   взгляд  мало  утешительное  правило, в  дей­ствительности, будучи  правильно  понято, даст  нам  новую  энергию. В  этом  тексте  говорится  дальше: «Он  (тот самый  источник  духовного  света)  недостижим, потому  что  всегда  удаляется  от  тебя. Ты  можешь  войти  в  полосу  света, но  ты  никогда  не  коснешься  пламени». По  мере  того, как  совершается  рост  духовного  сознания, душа  стано­вится  возвышеннее, но  это  ещё  только прохождение  первых  ступеней  настоящего  пути, причём  этот  путь  становится   всё  радостнее  и   радостнее. По  мере   нашего  восхождения  по  склонам  горы  духовного  совершенства, с  каждым  шагом  перед  нами  раз­ворачивается  всё  более  и  более  величественная  картина. Но  вершина  горы, казавшаяся  такой  близкой  при  начале  нашего  странствования, как  будто  по­стоянно  удаляется  по  мере  того, как  мы  подни­маемся  выше. Мы, однако, нисколько  не  огорчаемся  этим, потому  что  всякий  новый  шаг  на  этом  пути  доставляет  всё  большее  и  большее  наслаждение. И  так  всегда  бывает  при  раскрытии  высших  способ­ностей  души. По  мере  того, как  человек  в  этом  отношении  шаг  за  шагом  идёт  вперёд, перед  ним  разворачиваются   всё  большие  и  большие  высоты, выступая  из   облаков, которые  их   окружали. Есть  высоты, которые   нам  и  не  снились.  Вы  можете  достигнуть – и  достигнете – самой  высокой, видимой  для  вас  точки, но, как  бы  не  было  высоко  ваше  достижение  в  данный  момент, когда  вы  уже  нахо­дитесь  на  этой  высоте, вы  видите, что  вам  остаётся  пройти  такое  же  пространство,  какое   находится  за  вами, даже  ещё  гораздо  больше. Но  это  не  должно  разочаровывать  вас, раз  вы   поняли  истинный  смысл  этого  факта. Когда  вы  вступаете  в  полосу  яркого  света, вы  начинаете  сознавать, что  постепенно  приближаетесь  к  великому  центру  Света. Но, хотя  вы  и  погрузились  в  его  лучезарное  сияние, вы  не  коснулись   пламени  и  никогда  не  коснётесь  его, будучи  человеком. Но  что  же  из  этого, зачем  тревожиться  из-за  того, что  вы  не  можете  видеть  конца, если  вообще  есть  такой  конец? Вам  суждено  достигнуть  такого  величия  и  стать  настолько  выше, чем  вы  стоите  в  настоящее  время, что  и  самое  пылкое  воображение  не  может  дать  об  этом  даже слабого  понятия. И  за  этим  возвышенным  состоянием   следует  бесконечный  ряд   других  ещё  более  высоких  состояний. Радуйтесь  пребыванию  в  сиянии  света, но  не  огорчайтесь  и  не  вздыхайте, когда  вам  говорят, что  вы  никогда  не  коснётесь  пламени. Вы  ещё  не   доросли  даже  до  понимания  того, что  такое  яркий  свет, пламя  же  находится  вообще  за  преде­лами  вашего  понимания.

Читать дальше…