Теперь мы переходим к рассмотрению другой группы правил.
5) Внимай песне жизни.
6) Храни в памяти своей её напев, услышанный тобой.
7) Научись от неё всюду распознавать гармонию.
8) Ты можешь теперь стоять прямо и твердо, как скала, среди окружающего тебя смятения, повинуясь воину, который в одно и то же время ты сам и твой властелин. Оставаясь безмятежным в пылу битвы, стремись лишь исполнить его веления. Не тревожься более результатом битвы, ибо важно лишь, чтобы воин победил, а ты знаешь, что он не может потерпеть поражения. Стой так, хладнокровный и бодрствующий, пользуясь тем слухом, который ты приобрёл ценой страдания и уничтожения страдания. Только отрывки великой песни жизни будут доноситься до твоего слуха, пока ты ещё только человек. Но, прислушиваясь к песне, старайся запомнить её точно – так, чтобы ни один из достигших твоего слуха отрывков её не изгладился из памяти. И стремись узнать от неё смысл тайны, окружающей тебя. И со временем ты не будешь нуждаться в учителе. Ибо подобно тому, как всякий индивидуум имеет голос, точно также имеет голос и то, в чём этот индивидуум существует. Жизнь обладает речью и никогда не бывает безгласной. И речь эта звучит не криком, как может казаться тебе, глухому к голосу жизни. Нет, это – песнь. Узнай от неё, что ты – часть гармонии; научись от неё повиноваться законам гармонии.
«Внимай песне жизни».
Примечание, сопровождающее это правило, так прекрасно, так полно правды, так поучительно, что мы ничего не можем прибавить к нему, и мы приводим его здесь, как самое лучшее объяснение к этому правилу.
Примечание. Ищи её и прислушивайся к ней прежде всего в своём сердце. Сначала, может быть ты скажешь: её нет там, когда я прислушаюсь, я нахожу только разлад. Ищи тогда глубже. Если твои ожидания будут снова обмануты, то подожди и затем принимайся искать ещё глубже. Во всяком человеческом сердце есть своя естественная мелодия, свой сокровенный источник воды живой. Он может быть завален сором, совершенно скрыт и заглушён, но он там есть. В самой основе своей природы ты найдёшь веру, надежду и любовь. Тот, кто избирает зло, отказывается заглянуть в самую глубину своей души; он закрывает свои уши, чтобы не слышать песни сердца, и зажмуривает глаза, чтобы не видеть света своей души. Он делает это потому, что считает более лёгким жить жизнью желаний. Но в глубине всякой жизни течёт могучий поток, который не сдержать никакими преградами. Там, в самой глубине, воистину скрыты великие воды жизни. Найди их, и ты увидишь, что даже самое жалкое создание составляет часть этой жизни, как бы оно ни старалось закрыть глаза на этот факт и создать для себя призрачную обстановку ужаса. В этом смысле я и говорю тебе: все существа, среди которых ты борешься, суть частицы Божества. И так обманчива иллюзия, в которой ты живёшь, что очень трудно угадать, где тебе впервые удастся услышать нежный голос духа в сердцах других. Но знай, что он несомненно есть в тебе самом. Там и ищи его и, если хоть раз ты услышишь его, то легче будешь узнавать его в сердцах окружающих тебя людей.
Шестое правило: «Храни в памяти своей её напев, услышанный тобой» и седьмое правило: «Научись от неё всюду распознавать гармонию» – относятся к пятому правилу и не нуждаются в особом объяснении.
Восьмое правило очень богато содержанием. Оно начинается уверением, что вы теперь (когда вы уже открыли свою душу руководству духа) можете стоять прямо и твердо, как скала, среди окружающего вас смятения, повинуясь воину (духу), про который говорится, что он в одно и то же время вы сами и ваш властелин (снова намёк на двоякую точку зрения: относительную и абсолютную).
Правило это говорит о душе, руководимой духом, что она остаётся безмятежной в пылу битвы, стремясь лишь исполнить его (то есть духа) веления. И «не тревожиться о результатах битвы» (то есть не беспокоиться о видимых результатах битвы – о временных поражениях, страданиях и затруднениях), так как важно лишь одно, а именно, чтобы воин победил; но победа непременно должна остаться за ним так как он непобедим, он не знает поражения. О душе говорится, что она «стоит так, хладнокровная и бодрствующая», пользуясь тем слухом, который она приобрела ценой страдания и уничтожения страдания. Этот парадокс «страдания и уничтожения страдания» очень интересен. Человек необходимо должен извлекать поучение из страдания – есть немало таких уроков, которые не могут быть усвоены другим путём. И вот, когда познана истинная природа страдания и неизгладимо запечатлена в нашем уме, оказывается, что страдание уже не является больше страданием – оно уничтожено, и мы усвоили новый урок. И тогда голос духа – песнь жизни – касается нашего слуха, пробуждённого как страданием, так и уничтожением страдания.
«Только отрывки великой песни жизни будут доноситься до твоего слуха, пока ты ещё только человек». Ибо, когда вы достигнете той ступени, на которой вы можете слушать божественную песнь в полном её объёме, вы уже перестанете быть человеком, и будете занимать иное, гораздо более высокое, место на лестнице духовной эволюции и жизни. Но и отдельные отрывки песни настолько прекраснее чего бы то ни было иного, переживаемого человеком, что стоит прожить жизнь хотя бы ради того, чтобы услышать лишь отрывок их. Говорится: «Прислушиваясь к песне, старайся запомнить её точно – так, чтобы ни один из достигших твоего слуха отрывков её не изгладился из памяти и стремясь узнать от неё смысл тайны, окружающей тебя». Голос духа будет раздаваться в ваших ушах, так что, несмотря на сутолоку внешней жизни, заглушающую этот нужный голос, в вашем сознании время от времени будут появляться крупицы знания, как будто приходящая из другого мира. Постепенно будет проливаться свет на великие проблемы бытия, и будет спадать покров за покровом.
Это правило далее сообщает нам следующую радостную весть: «Со временем ты не будешь нуждаться в учителе. Ибо, подобно тому, как всякий индивидуум имеет голос, точно также имеет голос и то, в чём этот индивидуум существует. Жизнь обладает речью и никогда не бывает безгласной. И речь эта звучит не криком, как может казаться тебе, глухому к голосу жизни. Нет, это – песнь. Узнай от неё, что ты – часть гармонии; научись от неё повиноваться законам гармонии». Со временем вы более не будете нуждаться в том, чтобы иметь учителя в лице человека, потому что свет духа будет озарять всё, на что вы направите свой взор, а ваши уши, отверстые духом, будут слышать всё то поучительное, что может сказать вам любой предмет в природе. В камне, в растении, в горе, в буре, в сиянии солнца, в звёздах, во всех вещах возвышенных или низменных вы будете ощущать трепет великой, исполненной разума жизни, часть которой вы составляете. Во всём этом вы будете слышать звуки великой песни жизни: «Всё есть Единое; всё есть Единое». Как сказано в этом правиле, голос природы и её явлений не есть крик, как многие предполагали, а великая, торжественная песнь – радостная песнь жизни, изливающейся через певца, песнь, созвучная с Абсолютом.
«Узнай от неё, что ты – часть гармонии; научись от неё повиноваться законам гармонии».
Следующая группа четырёх правил касается того же предмета, как и предшествующие правила.