Теперь  мы  переходим  к  рассмотрению  другой  группы  правил.

      5)  Внимай  песне  жизни.

      6)  Храни  в  памяти  своей  её  напев, услышан­ный  тобой.

      7)  Научись  от  неё  всюду  распознавать  гармонию.

      8) Ты  можешь  теперь  стоять  прямо  и  твердо, как  скала, среди  окружающего  тебя  смятения, пови­нуясь  воину, который  в  одно  и  то  же  время  ты  сам  и  твой  властелин. Оставаясь  безмятежным  в  пылу  битвы, стремись  лишь  исполнить  его  веления. Не  тревожься  более  результатом  битвы, ибо  важно  лишь, чтобы  воин  победил, а  ты  знаешь, что  он  не  может  потерпеть  поражения. Стой  так, хладно­кровный  и  бодрствующий, пользуясь  тем  слухом, который  ты  приобрёл  ценой  страдания  и  уничтожения  страдания.  Только  отрывки  великой  песни  жизни  будут  доноситься  до  твоего  слуха, пока  ты  ещё  только  человек. Но, прислушиваясь  к  песне, старайся  запомнить  её  точно – так, чтобы  ни  один  из  достигших  твоего  слуха  отрывков  её  не  изгла­дился  из  памяти. И  стремись  узнать  от  неё  смысл  тайны, окружающей  тебя. И  со  временем  ты  не  будешь  нуждаться  в  учителе. Ибо  подобно  тому, как  всякий  индивидуум  имеет  голос, точно  также  имеет  голос  и  то, в  чём  этот  индивидуум  существует.  Жизнь  обладает  речью  и  никогда  не  бывает  безгласной. И  речь  эта  звучит  не  криком, как  может  казаться  тебе, глухому  к  голосу  жизни. Нет, это – песнь. Узнай  от  неё, что  ты – часть  гармонии; научись  от   неё  повиноваться  законам  гармонии.

      «Внимай  песне  жизни».

      Примечание, сопровождающее  это  правило, так  прекрасно, так  полно  правды, так  поучительно, что  мы  ничего  не  можем  прибавить  к  нему, и  мы  приводим  его  здесь, как  самое  лучшее  объяснение  к  этому  правилу.

      Примечание.   Ищи  её  и  прислушивайся  к  ней  прежде  всего  в  своём  сердце. Сначала, может  быть ты  скажешь: её  нет  там, когда  я  прислушаюсь, я  нахожу  только  разлад. Ищи  тогда  глубже. Если  твои  ожидания  будут  снова   обмануты,  то  подожди  и  затем  принимайся  искать  ещё  глубже. Во  всяком  человеческом  сердце  есть  своя  естественная  мелодия, свой  сокровенный  источник  воды  живой. Он  может  быть  завален  сором, совершенно  скрыт  и  заглушён, но  он  там  есть. В  самой  основе  своей  природы  ты  найдёшь  веру, надежду  и  любовь. Тот, кто  избирает  зло, отказывается  заглянуть  в  самую  глубину  своей  души; он  закрывает  свои  уши, чтобы  не  слы­шать  песни  сердца, и  зажмуривает  глаза, чтобы  не  видеть  света  своей  души. Он  делает  это  потому, что  считает  более лёгким  жить  жизнью  желаний. Но  в  глубине  всякой  жизни  течёт  могучий  поток, который  не  сдержать  никакими  преградами. Там, в  самой  глубине, воистину  скрыты  великие  воды  жизни. Найди  их, и  ты  увидишь, что  даже  самое  жалкое  создание  составляет  часть  этой  жизни,  как  бы  оно  ни старалось  закрыть  глаза  на  этот  факт  и  создать  для  себя  призрачную  обстановку  ужаса. В  этом  смысле  я  и  говорю  тебе: все  существа, среди  которых  ты  борешься, суть  частицы  Божества. И  так  обманчива  иллюзия, в  которой  ты  живёшь, что  очень  трудно  угадать, где  тебе  впервые  удастся  услышать  нежный  голос  духа  в  сердцах  других. Но  знай, что  он  несомненно  есть  в  тебе  самом. Там  и  ищи  его  и, если  хоть  раз  ты  услышишь  его, то  легче  будешь  узнавать  его  в  сердцах  окружающих  тебя  людей.

      Шестое  правило: «Храни  в  памяти  своей  её  напев, услышанный  тобой»  и  седьмое  правило: «Научись  от  неё  всюду  распознавать  гармонию» – относятся  к  пятому  правилу  и  не  нуждаются  в  особом  объяснении.

      Восьмое  правило  очень  богато  содержанием. Оно  начинается  уверением, что  вы  теперь  (когда  вы  уже  открыли  свою  душу  руководству  духа)  можете  стоять  прямо  и  твердо, как  скала, среди  окружающего  вас  смятения, повинуясь  воину  (духу), про  который  гово­рится, что  он  в  одно  и  то  же  время  вы сами  и  ваш  властелин  (снова  намёк  на  двоякую  точку  зрения: относительную  и  абсолютную).

      Правило  это  говорит  о  душе,  руководимой  духом, что  она  остаётся  безмятежной  в  пылу  битвы, стремясь  лишь  исполнить  его  (то  есть  духа)  веления. И   «не  тревожиться  о  результатах  битвы»  (то  есть  не  беспокоиться  о  видимых  результатах  битвы – о  временных  поражениях, страданиях  и  затруднениях), так  как  важно  лишь  одно, а  именно, чтобы  воин  победил; но  победа  непременно  должна  остаться  за  ним  так  как  он  непобедим, он  не  знает  поражения. О  душе  говорится, что  она  «стоит  так, хладно­кровная  и  бодрствующая», пользуясь  тем  слухом, который  она  приобрела  ценой  страдания  и  уничтожения  страдания. Этот  парадокс  «страдания  и  уничтожения  страдания»  очень  интересен. Человек  необходимо  должен  извлекать  поучение  из  страдания – есть  не­мало  таких  уроков, которые  не  могут  быть  усвоены  другим  путём. И  вот, когда  познана  истинная  при­рода  страдания  и  неизгладимо  запечатлена  в  нашем  уме, оказывается, что  страдание  уже  не  является  больше  страданием – оно  уничтожено, и  мы  усвоили  новый  урок. И  тогда  голос  духа  –  песнь  жизни  –  касается  нашего  слуха, пробуждённого  как  страданием, так  и  уничтожением  страдания.

     «Только  отрывки  великой  песни  жизни  будут  доноситься  до  твоего  слуха, пока  ты  ещё  только  человек». Ибо, когда  вы  достигнете  той  ступени, на  которой  вы  можете  слушать  божественную  песнь  в  полном  её  объёме, вы  уже  перестанете  быть  человеком, и  будете  занимать  иное, гораздо  более  высокое, место  на  лестнице  духовной  эволюции  и  жизни. Но  и  отдельные  отрывки  песни  настолько  прекраснее  чего  бы  то  ни  было  иного, переживаемого  человеком, что  стоит  прожить  жизнь  хотя  бы  ради  того, чтобы  услышать  лишь  отрывок  их. Говорится: «Прислушиваясь  к  песне, старайся  запомнить  её  точно – так, чтобы  ни  один  из  достигших  твоего  слуха  отрывков  её  не  изгладился  из  памяти  и  стремясь  узнать  от  неё  смысл  тайны, окружающей  тебя». Голос  духа  будет  раздаваться  в  ваших  ушах, так  что, несмотря  на  сутолоку  внешней  жизни, заглушающую  этот  нужный  голос, в  вашем  сознании  время  от  времени  будут  появляться  кру­пицы  знания, как  будто  приходящая  из  другого  мира. Постепенно  будет  проливаться  свет  на  великие  про­блемы  бытия, и  будет  спадать  покров  за  покровом. 

      Это  правило  далее  сообщает  нам  следующую  радостную  весть: «Со  временем  ты  не  будешь  нуждаться  в  учителе. Ибо, подобно  тому, как  всякий  индивидуум  имеет  голос, точно  также  имеет  голос  и  то, в  чём  этот  индивидуум  существует. Жизнь  обладает  речью  и  никогда  не  бывает  без­гласной. И  речь  эта  звучит  не  криком, как  может  казаться  тебе, глухому  к  голосу  жизни. Нет, это – песнь. Узнай  от  неё, что  ты – часть  гармонии; научись  от  неё  повиноваться  законам  гармонии». Со  временем  вы  более  не  будете  нуждаться  в  том, чтобы  иметь   учителя  в  лице  человека, потому  что  свет  духа  будет  озарять  всё, на  что  вы  направите  свой  взор, а  ваши  уши, отверстые  духом, будут  слышать  всё  то  поучительное, что  может  сказать  вам  любой   предмет  в  природе. В  камне, в  растении, в  горе, в   буре, в  сиянии  солнца, в  звёздах, во  всех  вещах  возвышенных  или  низменных  вы  будете  ощущать  трепет  великой, исполненной  разума  жизни, часть  которой  вы  составляете. Во  всём  этом  вы  будете  слышать  звуки  великой  песни  жизни: «Всё  есть  Единое; всё  есть  Единое». Как  сказано  в  этом  правиле, голос  природы  и  её  явлений  не  есть  крик, как  многие  предполагали, а   великая, торжественная   песнь  –  радостная   песнь жизни, изливающейся  через  певца, песнь, созвучная  с  Абсолютом.

     «Узнай  от  неё, что  ты – часть  гармонии; научись  от  неё  повиноваться  законам  гармонии».

     Следующая  группа  четырёх  правил  касается  того  же  предмета, как  и  предшествующие  правила.

Читать дальше…