Приводим следующее правило из маленького руководства:
Теперь, когда ты сделался учеником, способным стоять, слышать, видеть и говорить; когда ты победил свои желания и достиг самопознания, когда ты видел расцвет своей души и узнал его; когда ты слышал голос молчания – иди в Чертог Познания и прочти, что там начертано для тебя.
Прочтём также и примечание, следующее за этим правилом; оно может быть очень полезно для нас:
Примечание. Быть способным стоять – это значит иметь уверенность. Быть способным слышать – это значит, что уже открыты двери души. Быть способным видеть – значит достичь непосредственного познания. Способность говорить означает приобретение силы помогать другим. Покорить свои желания – значит научиться пользоваться своими силами и владеть собой.
Достигнуть самопознания – значит удалиться во внутреннюю крепость, откуда все личное может рассматриваться беспрепятственно. Увидеть свою душу в её расцвете – значит уловить мимолётный проблеск в самом себе того преображения, которое со временем сделает тебя более, чем человеком. Узнать свою душу в этот миг – значит найти в себе силу взирать на ослепительно яркий свет духа, не опуская очей и не отшатываясь от него в ужасе, как перед каким то страшным призраком. Это случается с некоторыми, и в таком случае битва бывает проиграна, несмотря на то, что победа была уже почти обеспечена. Слышать голос молчания – значит понимать, что единственный истинный руководитель твой обретается внутри тебя. Вступить в Чертог Познания – значит достигнуть такого состояния, когда приобретение духовного видения становится возможным. Там ты найдёшь много слов, написанных для тебя огненными буквами, которые тебе легко будет прочесть. Ибо, когда ученик готов, готов также и Учитель.
Об ученике здесь говорится, как о человеке, способном стоять, слышать, видеть и говорить. Осознание истинного «я» даёт человеку силу найти внутри себя твердую точку опоры и заставляет его чувствовать величие этого вселенского «я». Оно делает его способным слышать истину, притекающую к нему из тысячи источников от всевозможных проявлений мировой жизни, которые все родственны ему и все исполнены желания сообщить ему знание и истину. Оно дарует ему способность видеть жизнь такой, как она есть, во всех её разнообразных формах; видеть своё отношение к Целому и ко всем его частям и узнавать истину, когда она предстанет перед ним. Оно даёт ему ясное видение Духа. Он приобретает способность говорить так, чтобы его слова достигали других, хотя бы сам он даже и не сознавал этого. На него снизошёл тот мир, который превосходит всякое разумение. Все слова, произносимые им, отражают его душевное состояние, и он обогащает хоть немного мировую сокровищницу духовного знания.
Руководство наставляет ученика, победившего свои желания, то есть признавшего эти желания за то, что они есть на самом деле, и достигшего познания своего истинного «Я», видевшего расцвет своей души, признавшего его и слышавшего голос молчания – чтобы он вступил в Чертог Познания и прочёл то, что для него там начертано. Краткое примечание проливает дополнительный свет на тот отрывок, за которым оно следует. Описание лицезрения «души в её расцвете» особенно интересно с точки зрения того, что мы говорили в последнем нашем чтении. Речь идёт о просветлении или о пробуждении духовного сознания – о том цветке, который расцветает во время затишья, наступающего после бури. Прекрасны слова автора, что это значит «уловить мимолётный проблеск в самом себе того преображения, которое со временем сделает тебя более чем человеком. Узнать свою душу в этот миг – значит найти в себе силу взирать на ослепительно яркий свет духа, не опуская очей и не отшатываясь от него в ужасе, как перед каким-то страшным призраком». Прекрасны также и дальнейшие слова: «Это случается с некоторыми, и в таком случае битва бывает проиграна, несмотря на то, что победа была уже почти обеспечена». Но можно было бы прибавить, что это только временное поражение, так как воспоминание о пережитом останется, и душа не будет удовлетворена, пока она снова не возвратит себе то, что утратила. Некоторые из тех, кому удаётся уловить проблеск их души, отшатываются в страхе и видят в этом какое-то самообольщение или «злое наваждение». То, что было познано в момент просветления, в некоторых случаях до такой степени переворачивает все предвзятые мнения и условные понятия человека, что люди, испытавшие это состояние, начинают бояться, что они утрачивают свою добродетельность, так как они перестают порицать и ненавидеть «зло», как они это делали раньше. Поэтому они воображают, что сами становятся «безнравственными», и стараются насколько возможно удалиться от духовного сознания. Они упускают из виду то, что, хотя человек, достигший духовного сознания, и меньше ненавидит проявление «зла», зато он больше, чем когда-либо, любит проявления «добра» – то есть то, что признаёт «добром» духовный разум, а не те деланные, искусственные проявления «добра», которые сходят за подлинное добро у большинства людей.
В рассматриваемом нами кратком примечании также совершенно верно говорится, что «слышать голос молчания – значит понимать, что единственный истинный руководитель твой находится внутри тебя». Запомните эти золотые слова: «Пойми, что единственный истинный руководитель твой находится внутри тебя». Если вы можете понять до конца значение этих слов и будете иметь мужество поверить им, то, значит, вы уже сделали первые верные шаги по пути к духовному просветлению. Вы уже подвинулись далеко по Пути. Если вы всегда будете верны этому внутреннему голосу, вам не особенно будут нужны учителя и проповедники. По мере того, как мы будем прислушиваться с доверием к этому тихому голосу, его звук будет становиться всё сильнее и яснее, и мы будем слышать его во многих случаях. Но если мы будем глухи к нему и откажемся обращать внимание на его предостережения и руководства, он будет звучать всё слабее и слабее, пока совершенно не заглохнет в шуме и сутолоке материального мира.
Чертог Познания – это состояние сознания, наступающее тогда, когда духовный разум получает возможность свободно проливать свой свет в наше обыденное сознание. Мало помалу ученик проникается истиной. Часто это происходит так постепенно, что он почти не замечает, что подвигается вперёд, а между тем он постоянно развивается и совершенствуется.
Нижеследующие четыре правила имеют очень важное значение. Хотя они предназначены для учеников, ушедших уже далеко по пути духовного развития, однако, смысл их отчасти может быть усвоен и теми, кто ещё не так далеко подвинулся по Пути. Мы постараемся несколько разъяснить эти трудные места.