Проблеск света на пути.

«Прежде  чем  глаза  научатся  видеть, они  должны  сделаться  неспособными  проливать  слезы. Прежде  чем  уши  приобретут  способность  слышать, они  должны  потерять  свою  чувствительность. Прежде  чем  голос  заговорит  в  присутствии  Учителей, он  должен  утратить  способность  язвить. Прежде  чем  душа  сможет  предстать  перед  Учителями, её  стопы  должны  быть  омыты   кровью   сердца».

        Прежде  чем  глаза  получат  дар  ясного  прозрения  духа, они  должны  лишиться  способности про­ливать слёзы по поводу оскорблённой гордости, недоброжелательного осуждения, незаслуженного  оскорбления, недружелюбных  замечаний, пренебрежения, сарказма, всяких  неприятностей, неудач  и  разочарований повседневной  жизни. Мы  этим  не  хотим  сказать, что  нужно  закаливать  свою  душу против  таких  ощущений. Напротив, такое  «закаливание»  не  имеет  места  в  оккультных  учениях. В  материальной  плоскости  жизни  мы  всегда  находимся  в  зависимости  от  людей, находящихся  в той  же  плоскости, и  чем  утончённее  природа  человека, тем  острее он  чувствует  горести  жизни, приходящие  извне. Чем  более  он  будет  стараться  отражать  их  и  отвечать  на  клевету  и  уколы  самолюбия  таким  же  оружием, тем  более  он  будет  запутываться  в  сетях  материальной  жизни. Единственная  возмож­ность  спасения  для  него  заключается  в  том, чтобы  подняться   выше  этой  плоскости   существования  и  пре­бывать  в  высших  областях  разума  и духа. Это  вовсе  не  значит, что  человек  должен  бежать  от  мира. Наоборот, если  кто-нибудь  старается  бежать  от  мира  раньше, чем  он  извлек  из  него  все  уроки, ему  придётся  снова  и  снова  быть  ввергаемым  в  мир, пока  он  не  обоснуется  и  не  утвердится  в  нём  всё  нужное  для   выполнения  возложенной  на  него  задачи. Между  тем, человек, достигший  духовного  совершенства, может  жить  таким  образом, что, хотя  он  и  будет  находиться  в  центре  борьбы  повседневной  жизни, даже, более  того, может  играть  в  этой  борьбе  руководящую  роль, тем  не  менее, он  будет  стоять  выше  всего  этого  и  видеть, чего борьба  эта  стоит  в  действительности. В  его  глазах  это  детская  игра, которой  увлечены  дети – мужчины и женщины, и,  хотя  он сам  хорошо  умеет  играть  в  неё, но он  знает, что это только игра, а  не  настоящее  дело. Поэтому-то  сначала  он  смеётся  сквозь  слёзы, когда  его  сшибают  с  ног  в  разгаре  игры, а  затем  он  совсем  перестаёт  плакать, и  слёзы  сменяются  улыбкой, потому  что, когда  мы  научаемся  видеть  вещи  в  их  настоящем  свете, то  очень  трудно  удержаться  от  улыбки  над  собой  и  над  другими. Когда человек оглянется  вокруг  и  увидит  те  жалкие  игрушки, которым  люди посвящают  всю  свою  жизнь, думая, что  эти  игрушки  что-нибудь  значат  в  действительности, то ему  остаётся  только  улыбнуться. И  когда  он  пробуждается  и  постигает  истинную  сущность  вещей, его  особая  личная  роль, которую  он  принужден  играть, должна  вызывать  у  него  улыбку. Всё это вовсе не пустые сны и неосуществимые идеи. Если  бы  вы  знали, какое  множество  людей, играющих  видные  роли  в   кукольной  комедии  житейских  дел, действительно  пробудились  к  сознанию  истины, вы, наверно, были  бы  удивлены. Многие  из  этих   людей  хорошо  играют  свою  роль, вкладывая  в  неё  много  энергии  и  показного  честолюбия, так  как  знают, что  всё  имеет свою  скрытую  цель,  и  что  они  составляют  необходимую  часть   в  механизме   эволюции. Но в тайниках своей души они знают настоящую цену всему  этому. Человек, стоящий на  Пути, должен быть мужествен  и  должен  приобрести  власть  над  своей  эмоциональной  природой. Это правило  относится  не  только  к  физическим  слезам, потому  что  они  часто  навёртываются  на  глаза  бессознательно  даже  в  то  самое  время, когда  мы  улыбаемся. Оно отно­сится   к   тому   чувству,  что   есть  нечто,  из-за чего  нам  стоит  плакать. Речь  идёт  скорее  о  мысли,  стоящей  за  слезами, чем   о  самих  слезах.

     Урок, преподаваемый  нам  этим  правилом, состоит  в том, что  мы  должны  стать  выше  всего случайного  и  личного  и  стремиться  осознать  нашу  индивидуальность.  Мы  должны  желать  достигнуть  сознания  своего  истинного  Я, которое  стоит  выше  всяких  личных  тягостных  переживаний. Эти  пра­вила  учат  нас тому, что внешние  обстоятельства  не  могут  затронуть  истинное  «я»  и  что они, словно  песчинки, будут  смыты  с  берега  времени  водами  вечности.

      Точно так  же, и  наш  слух  должен  утратить  свою  чувствительность  к  личным  неприятностям  раньше, чем  мы  сможем  ясно слышать истину, не  затемнённую режущим  ухо  шумом  сутолоки  внешнего  мира. Нужно  дорасти  до того, чтобы  быть  способным  слышать  всё  это, и  всё-таки  улыбаться, не теряя  уверенности  в знании  души, её  могуществе  и  её  судьбах. Нужно  дорасти  до  того, чтобы  быть способным  слушать неприязненные слова, несправедливые осуждения, злобные  замечания, не  допуская  их  затрагивать  истинное  Я. Нужно  оставлять  место  всем  этим  вещам  лишь  в  той  материальной  пло­скости, к  которой  они  принадлежат, и  никогда  не  позволять  своей  душе спускаться  в  те  низины, где она  может  быть  затронута  ими. Нужно  учиться  тому, чтобы  быть способным  выслушивать  насмешливые  и  презрительные  замечания  о  священных  для  нас  истинах,  высказываемые  людьми, которые  их  не  понимают  и  которых нельзя  осуждать, так  как  они  и  не  могут  понять  их. Пусть  дети  лепечут, бранятся  и  смеются – это  им  полезно, но  это  не  может  затронуть  ни  вас, ни  истины. Пусть  дети  забавляются – это  свойственно  их  природе. Насту­пит  день, когда  они, испытав  (подобно вам)  муки  наступающей  духовной  зрелости, будут  проходить  те  же  стадии, которые  вы  проходите теперь. Вы  когда-то  походили  на  них, со  временем  они  будут  походить  на  вас. Следуйте  древнему  изречению  и  пусть  все  эти  обстоятельства  «входят  в  одно  ухо  и  выходят  в  другое», но  не  допускайте  их  до  вашего  истинного  сознания. И  тогда  ухо  ваше  будет слышать то, что  ему  надлежит  слышать, и  истина  будет  иметь  свободный  доступ  к  вашей  душе.

      «Прежде  чем  голос  заговорит  в  присутствии  Учителей, он  должен  утратить  способность  язвить».

        Голос  человека, ещё  произносящего  брань, ложь, оскорбления, жалобы  и   язвительные   слова, никогда   не  достигнет  тех   высот, на  которых  пребывают  высшие  умы  человечества. Чтобы  слово  могло  быть  услышано  теми, кто  достиг  в  жизни  высоких  сту­пеней  развития  и  духовного  разумения, голос, произ­носящий  это слово, должен  задолго  до  этого  забыть  самую  возможность  оскорбления  других  грубым  словом, мелкой  злобой  и  недостойной  речью. Высоко  развитый  духовно  человек  не  будет  колебаться  высказывать  правду  даже  в  том  случае, когда  она  неприятна, если  он  находит, что  это  необходимо. Но  он  будет  говорить  тоном   любящего  брата, который  относится  не  с  осуждением, с   высоты  своего  нравственного  совершенства, а  с  сочувствием  к  горю  своего  ближнего, видя  его  ошибку  и,  желая  протянуть  ему  руку  помощи. Такой  духовно  развитый  человек  уже  стоит  выше  желания  злословить, «обрезать» другого, сделав  недружелюбное, злобное  замечание, или  «поквитаться»  с  ним, говоря  ему: «Вы  сами  нисколько  не  лучше  меня». Все  это  должно  быть  отброшено  в  сторону, как  старая  одежда. Духовно  развитый  человек  не  нуждается  ни  в  чём   подобном.

      «Прежде  чем  душа  может  предстать  перед  Учителями, её  стопы  должны  быть  омыты  кровью  сердца».

       Это предписание представляется очень суровым  многим, вступающим на  Путь. Они  заблу­ждаются  относительно  истинного  смысла  этого  пра­вила, думая, что  под  словом  «сердце»  надо  разуметь  любовь. Но  это  не   верно:  оккультизм   не  учит  тому, чтобы  убивать  истинную  любовь. Напротив, он  учит, что  любовь  есть одно  из  величайших  преимуществ  человека  и  что, по  мере  того, как  он  совершенствуется, его  способность  любить  всё  растет, пока  она,  в  конце  концов,  не  охватит  всего  живущего. Под  словом  «сердце»  здесь  нужно  подразумевать  эмоциональную  природу  человека  и  инстинкты  низшего, ещё  полуживотного  интел­лекта. Пока  мы  ещё  не  развились  в  духовном  отношении, эти  инстинкты  кажутся  нам  так  тесно  сросшимися  с  нами, что, отрешаясь от  них,

мы  буквально  как  бы  вырываем  из  груди  своё  сердце. Мы  постепенно  с  болью  и  мучением   искореняем  одно  за  другим  свойства  нашей  прежней  животной  природы, и  наши  духовные  стопы  в  полном  смысле  этого  слова  омываются  кровью  сердца. Вожделения, низменные  желания, животные  страсти, старые  при­вычки, условности, унаследованные мысли, расовые  заблуждения, всосавшиеся  в  нашу  плоть и  кровь, приходится  отбрасывать  одно   за   другим   сначала   с  сомнением   и  опасением, с  болью  и  обливающимся  кровью  сердцем, пока  мы  достигнем  той  высоты, с  которой  можем  видеть  их  настоящее  значение. Мы  не  только  должны вырвать  с  корнем  наши  низменные  желания, но  мы  должны  в  силу  необхо­димости  расстаться  со  многим  из  того, что  нам  всегда  казалось  дорогим  и  священным, но  что  ока­зывается  детскими  фантазиями  в  том  чистом  свете, который  начинает  проливать  в  нашу  душу  высший  духовный  разум. Но, хотя  мы  и  видим  эти  вещи  такими, каковы  они  есть  на  самом  деле, нам  всё-таки  больно  расставаться  с  ними, и  мы  испускаем  крик  боли, и  сердце  наше  обливается  кровью. Нередко  также  нам   приходится  очутиться  на  распутье, достигнув  пункта, на  котором  мы  при­нуждены  расстаться  в  духовном  смысле  с  теми, кто  нам  дорог, предоставив  им  идти  их  соб­ственной  дорогой, а  самим  вступить  на  новые  и  (для  нас)  ещё  не  изведанные  пути  мышления. Всё  это  влечёт  за  собой  страдание. К  этому  присоеди­няется  ужас  умственного  и  духовного  одиночества, наступающий  вскоре  после  того, как  человек  сделал  первые  шаги  по  Пути. Первое  испытание, знакомое  многим  из  тех, кто  читает  эти  строки, это  странное  чувство  полного  одиночества, сознание  того, что  нет  рядом  с  вами  ни  одного  близкого  человека, который  мог  бы  понять   и  оценить  ваши  чувства. А  затем  наступает  сознание  лицезрения  великих  задач  жизни  в  то  время как  другие  не  допускают  существование  каких  бы  то  ни  было  неразрешенных  проблем  и  идут  соответственно  этому  своей  дорогой – танцуя, борясь, ссорясь  и  обна­руживая  все  признаки  духовной  слепоты, между  тем  как  вы  принуждены  стоять  одиноко  и  переносить  это  ужасное  зрелище. Конечно, при  этом  ваше  сердце  не  может  не  обливаться  кровью. У  вас  является  сознание  страданий  всего  мира  и  своей  неспо­собности  уяснить  себе  их  смысл, чувство  своего  бессилия  найти  способ  исцеления  этих  страданий, и  ваше  сердце  снова  обливается  кровью.

      Всё  это  является  следствием  вашего  духовного  пробуждения; человек,  находящийся  в  материальной  плоскости  жизни, не  чувствует  и  не  видит  всего  этого. И  только  когда  стопы  вашей  души  омоются  кровью  сердца, ваши  очи  начнут  лицезреть  духовные  истины, уши  услышат  их, голос  будет  способен  говорить  о  них  другим  и  сообщаться  с  теми, кто  уже  подвинулся  вперёд  по  Пути. И  душа  тогда  полу­чит  возможность  расправить  свои  крылья  и  взглянуть  прямо  в  лицо  духовно  пробуждённым  душам, потому   что  она  уже  начинает   понимать  тайны  жизни, смысл  всего  сущего  и   может  уже  охватить  кое-что  из  великого  плана  мироздания, сознать  своё   собственное  существование  и  сказать  вполне осмысленно: «я  есмь». Душа тогда  нашла  себя  и  победила  страдания, став  выше  их. Обсу­дите  эти  мысли  в  молчании  и  дайте  истине  проникнуть  в  вашу  душу, пустить  в  ней  корни, расти, цвести  и  принести  плод.

Читать дальше…