Примечание. 

         Просящим  будет  дано. Но  хотя  обыкновенный  человек  постоянно  просит, его  голос  не  слышен. Ибо  он  просит  только  своим  умом, а  голос  ума  бывает  слышен  лишь  в  той  плоскости,  в   которой   ум   проявляет   свою   деятельность. Поэтому, не  ранее, чем  усвоены  первые  двадцать  одно  правило, я  говорю:  просящие –  получат.

      Читать  в   оккультном  смысле  значит  читать  очами  духа. Просить, значит  чувствовать  духовный  голод, страстно  стремиться  к  духовному. Умение  читать  обозначает  приобретение  дара  хотя  бы  и  в  малой  степени  утолять  этот  голод. Когда  ученик  приготовил  себя  к  восприятию  истины, тогда  он  принят, признан, узнан. Так  и  должно  быть, потому  что  его  светильник  зажжён  и  не  может  быт  скрыт. Но  невозможно  учиться, пока  не  выиграна  первая  большая  битва. Ум   может  признавать  истину, но  дух  не  может  принять  её. Испытав  бурю  и  достигнув  мира, ученик  затем  уже  навсегда  может  приобретать  духовное  знание, хотя  бы  он  колебался  и  отвлекался  в  сторону. Голос  безмолвия  пребывает  в   нём,  и, хотя  бы  даже  ему  случилось  совсем  уклониться  с  пути, всё  же  наступит  день, когда  этот  голос  раздастся  снова  и  произойдёт  как  бы  разрыв  в  душе  ученика: страсти  его  отделятся  от  божественных  возможностей. И  тогда, несмотря  на  боль  и  вопли  отчаяния, испускаемые  покинутым  низшим  «я», ученик  снова  вступит  на  путь.

      Поэтому  я  говорю: мир  вам. Слова  «мир  мой  даю  вам»  может  сказать  только  учитель  своим  возлюбленным  ученикам, которые  одного  духа  с  ним. Есть  некоторые  даже  среди  тех, кто  не сведущ  в  мудрости  Востока, которым  эти  слова  могут  быть  сказаны, и  которым  они  с  каждым  днём  могут  быть  повторяемы  всё  с  большею  и  большею  полнотой.

         Этим  мы  заключаем  наше  рассмотрение  первой  части  «Света  на  пути». Вторая  часть  лежит  перед  нами. Можно  возразить, что  вторая  часть  относится  к  переживанию  ученика, уже  испытавшего  чувство  умиротворения, наступающего  после  бури, и  что  она  не  имеет  поэтому  значения  для  ученика, еще  не  достигшего  этой  стадии. На  это  мы  можем  ответить, что  существует  весьма  близкое  соответствие  между  переживаниями  ученика  высоко  развитого  и  опытом  ученика, ещё  не  достигшего  такой  ступени  развития. Путь  идёт  спиралью,  и  хотя  путник, идущий  по  нему,  постоянно  поднимается  всё  выше  и  выше, но  в  то  же  время  он  описывает  круговую  линию, с  каждым  новым  оборотом  спирали  проходя  немного  выше  места, которое  он  миновал  лишь  незадолго  перед  тем. Поэтому  эти  переживания  аналогичны  на  высшем  и  низшем  уровнях  спирали. Мы  чувствуем  себя  обязанными  продолжать  рассмотрение  этого  замечательного  маленького  руководства, а  также  чувствуем, что  ученик, стоящий  на  более  низких  уровнях, может  извлечь  из  него  поощрение, пользу  и  понимание. Вторая  часть  руководства  заключает  в  себе  великие  истины, которые  могут  быть  полезны  всем  нам. Приступим  же  к  их  рассмотрению.

      Многие  из  наших  учеников  искали  в  них  некоторые  указания  на  упражнения  йоги, имеющие  целью  достижение  духовного  просветления. В  ответ  на  это  мы  должны  сказать, что  самые  высокие  авто­ритеты  в  области  йоги  не  советуют  предаваться   многим  из  упражнений, применяемых  их  менее  просвещёнными  собратьями.

      Наиболее   высоко  раз­витые  йоги   думают, что   такие   упражнения  более  или  менее  неестественны  и  вместо  того, чтобы  производить  желаемое  истинное  просветление, вызывают  психи­ческое  состояние, которое  есть  лишь  отражение  того, к  чему  стремится  ученик, получающий, таким  образом, как  бы  лишь  лунный  свет,  вместо  света  солнечного. И  такие  психические  состояния  нисколько  не  помогают  духовному  развитию, хотя  они  несо­мненно  вызывают  своего  рода  экстаз, приятный  в  данный  момент – нечто  в  роде  психического  опьянения, если  можно  так  выразиться.

      Духовное  размышление  по  линиям  мысли, намеченным  в  этом  чтении  или  в  подобных  ему  сочинениях, разумеется, полезно. Многие, изучающие  йогу, сопровождают  его  ритмическим  дыханием, которое  производит  успокаивающее  действие. Но  в  лучшем  случае  всё  это  только  подготавливает  почву  для  роста  растения, на  котором  распускается  цветок. Само  же  растение  появляется  тогда, когда  наступило  для  этого  время, и  его  нельзя  насильственно  заставить  развиваться. Постарайтесь  лишь  подготовить  наилучшие  условия  для  его  роста  и  процветания. Радуйтесь, когда  оно  появится, а  до  тех  пор  живите  согласно  выс­шему  идеалу, который  живёт  в  вашей  душе. То,  что  для  вас  привлекательно  изучение  этих  вопросов,  есть  уже  признак  начавшегося  в  вас  духовного  развития. Иначе  вы  не  интересовались  бы  ими. Если  эти  слова  находят  отклик  в  вашей  душе, будьте  уверены, что  вы  близки  к  тому, чтобы  обрести  своё  духовное  наследие, и  что  вы  уже  значительно  подви­нулись  по  пути. Ищите  света, потому  что  он  скоро  осенит  вас; старайтесь  же  быть  достойными  его  появления.

       В  заключение  внемлите  этим  словам  Эдуарда  Карпентера:

       «О, не  дайте  этому  пламени  угаснуть! Хранимое  в  течение  многих  веков  в  тёмных  пещерах, хранимое  в  священных  храмах, поддерживаемое  чистыми  служителями  любви – пусть  оно  не  угаснет».

Читать дальше…