1. Ищи  его  не  на  одной  какой-либо  дороге. Для  всякого  темперамента  существует  свой  особый  путь, кажущийся  наиболее  желательным. Но  найти  его  нельзя  одним  только  благоговением,  или   одним   религиозным   созерцанием, или   одним   пылким   стремлением   вперёд, или  одним  самоотверженным  трудом, или  одним  усердным  наблюдением  жизни. Ничто  из  всего  этого, взятое  в  отдельности, не   может   подвинуть   ученика  больше, чем  на   один  шаг. Все  эти  шаги  вместе  необходимы  для  восхождения  по  лестнице  совершенства. Пороки  людей, один  за  другим, по  мере  их  преодоления  становятся  ступенями  этой  лестницы. Человеческие  добродетели  тоже, бесспорно, необходимые  ступени, без  которых  никоим  образом  нельзя  обойтись. Но  хотя  они   создают  чистую  атмосферу  и  дают  надежду  на  счастливую  будущность, они, взятые  в  отдельности, всё  же  оказываются  бесполезными. Тот, кто  желает  вступить  на  путь, должен  мудро  использовать  все  стороны  своей  природы. Всякий  человек  сам  для  себя, безусловно, есть  путь, истина  и  жизнь. Но  это  только  в  таком  случае, если  он  твёрдо  овладеет  всей  своей  индивидуальностью  и  силой  пробудившейся  духовной  воли  признает  эту  индивидуальность  чем-то  отличным   от  своего  Я  и  созданным  им  с  трудом   для  достижения  известной  цели. Чем-то, посредством  чего  он  предполагает, по  мере  своего  роста  и  постепенного  развития  разумности, достичь  жизни  сверхличной. Когда  человек  дойдёт  до  сознания, что  для  этой  цели  существует  его  изумительно  сложная, обособленная, личная  жизнь, тогда, и  только  тогда, он  вступает  на  путь. Ищи  путь, погружаясь  в  таинственные  и  дивные  глубины  своего  сокровеннейшего  существа. Ищи  его, испытывая  всякий  опыт, ста­раясь  использовать  свои  чувства  с  целью  понять  развитие  и  смысл  индивидуальности  и  познать  красоту  и  тайну  других  частиц  Божества, борющихся  наряду  с  тобой  и  составляющих  человечество, к  которому  ты  принадлежишь. Ищи   путь,  изучая  законы   бытия,  законы   природы   и  законы  сверхъестественного. Ищи  его, глубоко  преклоняя  свою  душу  перед  звездой, свет  которой  бледно  мерцает  в  тебе. По  мере  того, как  ты  непрестанно  будешь  бодрствовать  и  покло­няться  ей, она  будет  гореть  всё  ярче  и  ярче. И  тогда  ты  будешь  знать, что  нашёл  начало  пути. А  когда  ты  дойдёшь  до  конца  его, этот  свет  внезапно  сде­лается  бесконечным  светом.

      Двадцатое  правило  должно  быть  внимательно  про­читано  всяким  учеником, желающим  жить  жизнью  духа  и  подвигаться  вперёд  по   пути. Его  нужно  про­честь, перечесть  и   изучить. Оно   заключает  в  себе   много  такого, что  не  может  быть  схвачено  не  только  при  первом  чтении, но  и  при  десятом  и  даже  сотом. Его  смысл  будет  уясняться  вами  по  мере  того, как  ваш  опыт  подготовит  вас   к   пониманию  его. Оно  гласит, что  ваша  жизнь  должна  быть  не  одно­сторонней, а  разнообразной. Вы  должны  воспользо­ваться  преимуществами  внутренней  жизни, но  вы, в  то  же  время, не  должны  бежать  от  мира, потому  что  он  может  научить  вас  многому. Вы  нужны  другим  людям, и  вы  должны  сыграть  в  мире  предназначенную  вам  роль. Вы  не  можете  бежать  от  мира, если  бы  даже  желали  этого; поэтому  примиритесь  с  назначенным  вам  уделом  и  воспользуйтесь  вашим  настоящим  состоянием, как  ступенью  к  достижению  чего-то, более  великого. Вы, один  из  зубцов  колёс  великой  машины  жизни,  должны  делать  своё  дело. «Тот, кто  хочет  вступить  на  путь, должен  мудро  использовать  все  стороны  своей  природы». Ваше  новое  отношение  к  жизни  может  быть  внесено  вами  в  ваше  дело, профессию, или ремесло. Если  вы  не ­ способны  сохранить  и  применить  его  повсюду, то, значит, или  в  вашем  жизнепонимании, или  в   вас  самих  есть  какой-то  недостаток. Вы  не  должны  ожидать, чтобы  люди  понимали  ваш  взгляд  на  жизнь. Совершенно  бесполезно  внушать  ваши  взгляды  неподготовленным  людям. Помните, что  детям  нужно  молоко, а  взрослым  людям – твёрдая  пища. Большинство  людей, окружающих  вас, в  духовном  отношении  подобны  ещё  не  рождённым  младенцам, и  только  немногие  из  них  первый  раз  вдохнули  в  себя  воздух. Не  раскрывайте  сердца   вашего  там, где  это  неуместно, чтобы  оно  не было  истерзано. Исполняйте  как  можно  лучше  вашу  роль  в  игре  жизни, в  которой  вы  принуждены  принять  участие. Но, хотя  вы  и  видите, что  это  не  более, чем  детская  забава, не  мешайте  детям  играть; примите  участие  в  этой  забаве, как  будто  и  вы  интересуетесь  ею. Вы  можете  извлечь  из  неё  нечто  поучительное  для  себя. Не  думайте, что   вам   надо  непременно  при­нимать  «постный», благочестивый  вид, не  будьте  святошей, не  старайтесь  показать  людям, будто  обы­денная  жизнь  ниже  вашего  достоинства, показать  свою  «святость»  и  отчуждение  от  жизни. Будьте  естественны –  вот  и   всё. Не  бойтесь  улыбаться   или   смеяться. Юмор  один  из лучших  Божьих  даров, данных   в   удел  человеку, и  предостерегающий  его  от  совершения  многих  безрассудных  поступков. Смех  нередко  столь  же  благотворен, как  и  молитва. Не   принимайте   многие   явления   слишком   серьёзно; не   допускайте, чтобы  то, что  есть  лишь  игра  в  детском  саду  мира, казалось  вам  слишком  реальным. Мно­гое  в  жизни, действительно, не  более, как  шутка,  для  тех,  кто  мог  подняться  на   высоту  и   наблюдать  жизнь  оттуда. Всё  это  не  более, как  игра, подготавливающая  детей  Божьих  к  действительной  жизни.

      Нам  нет  никакой  надобности  пространно  истол­ковывать  двадцатое  правило, потому  что  оно  так  подробно  изложено, что  не  даёт  повода  ни  к  каким  недоразумениям. Изучайте  его  внимательно – оно  заключает  правило  жизни  для  учеников. Его  заключительные  изречения  великолепны. Они  учат  вас  раскры­вать  душу  свою  вашему  развивающемуся  высшему  Я, чтобы  вы  все  могли  увидеть  в  свете, горящем  внутри  вас. Прислушайтесь  к  словам  этого  правила: «Ищи  путь, глубоко  преклоняя  свою  душу  перед  звездой, свет   которой  бледно  мерцает  в  тебе. По мере  того, как  ты  непрестанно  будешь  бодрствовать  и  покло­няться  ей, она  будет  гореть  всё  ярче  и  ярче. И  тогда  ты  будешь  знать, что  нашёл  начало  пути. А  когда  ты  дойдёшь  до  конца  его, этот  свет  внезапно  сделается  бесконечным  светом».

      Читайте  также  примечания, сопровождающие выше­упомянутое правило. Все  эти  учения  ведут  к  пол­ному  расцвету  духовного  сознания.

      Двадцать  первое  правило  предписывает  вам   «ожидать  расцвет  цветка  в  тишине, наступающей  после  бури»; и  цветок  этот  расцветает  только  в  это  время. Радуга  духовного  сознания  появляется  только  после  жестокой  бури, потрясшей  вас. Это – божественное  знамение  нисходящего  на  вас  мира.

      Наше  следующее  чтение  будет  посвящено  во­просу  о  духовном  сознании. Мы  рассмотрим  в  нём  двадцать  первое  правило  и  то, к  чему  оно  относится. Это – краеугольный  камень  этого  учения. Свод, покоящийся  на  нём, должен  быть  тоже  описан, но  краеугольный  камень  следует  изучить  прежде  всего. Изучайте  хорошо  это  второе  чтение  в  течение  месяца, и  тогда  вы  будете  в  состоянии  понять  следующее  за  ним.

Читать дальше…