Прежде, чем перейти к рассмотрению следующего правила, мы снова должны обратить ваше внимание на цитату из «Света на пути», которая была приведена в конце предыдущего чтения, но рассмотрение которой, за недостатком места, мы принуждены были перенести в это чтение. Эта цитата заключает в себе изречение: «Живи не в настоящем и не в будущем, а в вечном». Это изречение поставило в тупик многих изучающих оккультизм, так как оккультное учение подчёркивало важность того, чтобы жить в настоящем и смотреть на будущее, как на арену дальнейшего развития. Между тем, это изречение, по-видимому, противоречит предшествующему учению. Но и здесь снова дело идёт об абсолютной и относительной точках зрения. Постараемся теперь разъяснить это насколько возможно.
Жизнь в настоящем, рассматриваемом, как нечто отличное от будущего, равно как и жизнь (воображаемая) в будущем, рассматриваемом, как нечто отдельное от настоящего – является заблуждением, вытекающим из относительного взгляда на жизнь. Это старая ошибка, в силу которой мы отделяем время от вечности. Абсолютная точка зрения на этот предмет устанавливает, что время и вечность одно: что мы, как теперь пребываем, так и всегда будем пребывать в вечности. Оно устраняет заблуждение, что можно провести резкую черту между периодом бренной жизни и вечностью, куда мы вступаем после того, как покидаем свою телесную оболочку. Напротив того, она указывает нам, что именно здесь-то, в этой телесной оболочке, мы находимся в вечности. Она уясняет нам, что эта жизнь составляет бесконечно малую часть великой жизни в целом, что она лишь утренняя заря великого дня сознания и что жить так, как будто этот ничтожный период жизни составляет всё – величайшее безумие невежественного человечества. Но именно здесь не следует делать новой ошибки и впадать в другую крайность, пренебрегая настоящей жизнью и, презирая её в нашем стремлении «жить в будущем». Вспомните парадокс, который можно найти во всех попытках выразить истину – так сказать, обратную сторону медали. Презирать настоящую жизнь так же смешно, как и жить так, как будто бы ею исчерпывается вся жизнь. Поступать таким образом – значит совершать безрассудство, состоящее в том, что мы живём как бы лишь в будущем, против чего вас и предостерегает рассматриваемое нами маленькое руководство. Эта жизнь, (как бы она ни была мала и незначительна сравнительно с мировой жизнью) имеет для нас важное значение, как необходимая стадия нашего развития, и мы не должны чуждаться её или презирать её. Мы находимся именно там, где мы должны быть, потому что это самое лучшее для нас место в этой стадии нашего развития. И мы не можем тратить эту жизнь только на то, чтобы думать о будущем. Потому что мы должны исполнять возложенные на нас задачи, учиться тому, что нам надлежит. Так как мы никогда не будем в состоянии подвинуться по пути совершенства вперёд до тех пор, пока не научимся в совершенстве исполнять обязанности, связанные с данной степенью нашего развития. Настоящая жизнь – не вся жизнь, но она часть всей жизни – запомните это.
Эти затруднения в различении настоящего и будущего исчезают, когда мы их рассматриваем с абсолютной точки зрения. С того момента, как мы начинаем вполне ясно сознавать, что вечность есть единственная реальность, что настоящее есть та же вечность, поскольку мы можем охватить её нашим сознанием, и что мы всегда живём и будем жить в настоящем. Когда мы уясним себе это, то относительные формы «настоящего» и «будущего» утратят для нас своё прежнее значение, а время и вечность, вчера, сегодня, завтра, и всё будущее из века в век окажутся только мало отличающимися друг от друга проявлениями великого вечного «ныне», в котором мы живём во всякий момент нашего существования. Эта жизнь в вечности позволяет нам использовать всякий момент нашей настоящей жизни и без страха глядеть вперёд в будущее; заставляет нас проникнуться сознанием того, что такое настоящая жизнь; помогает нам опознать бытие своего истинного Я; даёт нам возможность видеть вещи в их правильных соотношениях. Короче говоря, сообщает жизни реальность, которой в противном случае она была бы лишена, и старые относительные взгляды отпадают от нас, подобно тому, как отпадают увядшие лепестки розы. Напомним ещё раз прекрасное изречение автора «Света на пути»: «Эта гигантская сорная трава не может расцветать там; это пятно нашего существования смывается самой атмосферой вечной мысли».